Современные двигатели довольно сложны и управляются электронным блоком управления на основе сигналов датчиков. Каждый датчик контролирует определенные параметры, характеризующие работу двигателя в данный момент, и передает информацию в ЭБУ. В этой статье мы рассмотрим один из самых важных компонентов системы управления двигателем — датчик положения распределительного вала (ДПРВ).
Что такое ДПРВ
ESMD означает датчик положения распределительного вала. Другие названия — Холл, фаза или CMP. Из названия следует, что он участвует в работе распределительного вала. Точнее, на основе полученных данных система рассчитывает идеальный момент впрыска топлива и зажигания.
Датчик использует опорное напряжение (питание) 5 В, а его основным компонентом является датчик Холла. Он не определяет сам момент впрыска или зажигания, а только предоставляет информацию о том, когда поршень в первом цилиндре достигает TDC. Эта информация используется для расчета времени и продолжительности инъекции.
VDC функционально связан с датчиком положения коленчатого вала (VSC), который также отвечает за правильную работу системы зажигания. Если датчик распредвала по какой-либо причине выходит из строя, в расчет принимаются основные данные датчика коленчатого вала. В системе зажигания и впрыска сигнал DICV более важен, без него двигатель просто не будет работать.
IDAC используется во всех современных двигателях, включая двигатели с изменяемой фазой газораспределения. В зависимости от конструкции двигателя он устанавливается в головке блока цилиндров.
Устройство датчика положения распредвала
Как упоминалось выше, датчик работает на основе эффекта Холла. Этот эффект был открыт еще в 19 веке одноименным ученым. Он заметил, что если постоянный ток пропустить через тонкую пластину и поместить ее в поле постоянного магнита, то на других концах создается разность потенциалов. То есть под действием магнитной индукции часть электронов отклоняется и создает небольшое напряжение (напряжение Холла) на других поверхностях пластины. Это используется в качестве сигнала.
МКЭ строится точно таким же образом, но в более усовершенствованной форме. Он содержит постоянный магнит и полупроводник, к которому подключены четыре контакта. Напряжение сигнала направляется на небольшую интегральную схему, где оно обрабатывается, а обычные контакты (два или три) выводятся из самого корпуса датчика. Корпус изготовлен из пластика.
Принцип работы
Толчковое колесо (импульсное колесо) установлено на распределительном валу, напротив ТНВД. На распределительном валу на импульсном колесе имеются выемки или выступы. Как только эти выступы обнаруживаются датчиком, датчик распредвала генерирует цифровой сигнал определенной формы, который указывает на текущий подъем цилиндра.
Работу датчика распредвала необходимо рассматривать в сочетании с работой ДПКВ. Два оборота коленчатого вала вызывают один оборот распределительного вала. В этом кроется секрет синхронизации системы впрыска и зажигания. Другими словами, IDCV и DSCV указывают на ход сжатия в первом цилиндре.
Держатель коленчатого вала имеет 58 зубьев (60-2), т.е. когда датчик коленчатого вала пересекает зазор в два зуба, система проверяет сигнал от щупа и ECDC и определяет, когда должен произойти впрыск в первый цилиндр. После 30 зубцов впрыск происходит, например, в третьем цилиндре, а затем в четвертом и втором цилиндрах. Таким образом, достигается синхронизация. Все эти сигналы являются импульсами, которые считываются блоком управления. Их можно увидеть только на осциллографе.
Признаки неисправности
Стоит сразу сказать, что если датчик распредвала неисправен, двигатель все равно будет работать и запускаться, но с некоторой задержкой.
На неисправный датчик распредвала могут указывать следующие симптомы:
- повышенный расход топлива из-за того, что система впрыска не синхронизирована;
- автомобиль дергается, теряет динамику;
- происходит заметная потеря мощности, автомобиль не может разогнаться;
- двигатель запускается не сразу, а с задержкой в 2-3 секунды или останавливается;
- система зажигания работает с неисправностью, зажигание перескакивает;
- бортовой компьютер показывает ошибку, загорается лампа Check Engine.
Эти симптомы могут указывать на неисправность щупа, но также могут указывать и на другие проблемы. Необходимо пройти диагностику на станции технического обслуживания или воспользоваться специальным диагностическим сканером. Например, универсальный Rokodil ScanX.
Неисправности P0340 — P0344, P0365 свидетельствуют о неисправности или обрыве проводки расширительного клапана.
Некоторые возможные причины неисправности расширительного клапана включают:
- неисправности контактов и проводки;
- Возможно, на диске имеется скол или погнутый кулачок, из-за чего датчик считывает ошибочные данные;
- Повреждение самого датчика.
Само небольшое устройство редко выходит из строя.
Способы проверки
Как и любой другой датчик Холла, IDGC не может быть протестирован путем проверки напряжения с помощью мультиметра. Только проверка осциллографом может дать полное представление о работе датчика. Осциллограф покажет импульсы и провальные фронты. Чтобы считывать данные с осциллографа, также необходимо обладать определенными знаниями и опытом. Это может сделать компетентный специалист в мастерской или сервисном центре.
При обнаружении неисправности датчик заменяется новым; ремонт невозможен.
Переключатель играет важную роль в системе зажигания и впрыска. Неисправность датчика вызывает сбои в работе двигателя. При обнаружении симптомов лучше, чтобы диагностику проводил компетентный специалист.