До недавнего времени в системах освещения автомобилей массово использовались только галогенные или газоразрядные (ксеноновые) лампы. Позже производители начали переходить на светодиодные источники света. Однако настоящим прорывом стало появление матричных фар. Устройства позволяют освещать только те участки, которые необходимы для движения, не ослепляя пешеходов и встречных водителей.
Что такое матричные фары
Матричные фары — это признанная во всем мире светодиодная технология, разработанная и популяризированная компанией Audi. Полное название системы — «Audi Matrix LED». Устройство выполняет основные функции автомобильных фар, включая дальний и ближний свет.
Внешний вид светодиодных фар Audi Matrix
В отличие от стандартной оптики, фары Matrix представляют собой сложную систему светодиодов, контроллеров и интеллектуальных модулей. При использовании обычных фар водитель только включает определенный режим, а свет работает в соответствии с заданными параметрами. Матричная оптика, с другой стороны, разделена на функциональные сегменты и автоматически регулирует яркость и интенсивность определенных зон в зависимости от ситуации вождения.
Водителю больше не нужно беспокоиться о переключении режимов освещения, так как за управление отвечает встроенная интеллектуальная система.
Преимущества перед остальными типами фар
Как уже упоминалось, светодиодные источники света постепенно вытесняют обычные источники света. Причиной этого является их экономичность и более длительный срок службы. А если говорить о галогенных прожекторах, то они имеют ряд дополнительных преимуществ:
- Размеры — галогенная и газоразрядная оптика требует большого пространства для установки, в то время как светодиоды легко помещаются даже на небольшой плите.
- Долговечность — система состоит из минимального набора компонентов, которые подвержены отказам и сбоям в работе.
- Яркость свечения — показатель регулируется количеством установленных светодиодов.
- Управление зонами освещения — с помощью датчиков и систем распознавания транспортных средств автоматически анализируются объекты и изменяются режимы освещения.
В зависимости от режима работы матричные фары могут давать яркий или тусклый свет, а также менять свою направленность.
Основные функции матричных фар
Матричные фары управляются электронным блоком управления, который обеспечивает следующие функции освещения
- сегментированный дальний свет
- асимметричный ближний свет;
- статическое адаптивное освещение;
- дорожные ходовые огни
- освещение стыков;
- динамическое освещение изгибов;
- всепогодное освещение;
- динамический указатель поворота.
Распознавание пешеходов системой Volkswagen IQ Light
Система может освещать пешеходов и животных на обочине или вблизи нее.
Из каких элементов состоит матричная фара
Поскольку прожектор Matrix основан на светодиодах, они являются неотъемлемой частью конструкции. Использование этого типа источника света улучшает качество и яркость света. Список элементов дизайна фары включает в себя:
- Светодиодные матрицы для дальнего и ближнего света;
- Модули для ближнего света, сигналов поворота и маркерных огней;
- Пластиковый корпус с прозрачным рассеивателем;
- Охлаждающий вентилятор;
- декоративная решетка;
- блок управления.
Конструктивные особенности матричной оптической системы
При автоматическом управлении системой блок управления обменивается сигналами с другими модулями в автомобиле, а также с датчиками движения и видеокамерой.
Угол, яркость и дальность света фар переключаются на основе информации от датчиков автомобиля и навигационных систем.
Логика и принцип работы системы освещения
Рассмотрим пример работы матричной оптики на примере разработки Audi Matrix LED. Каждый отражатель состоит из пяти секций, которые оснащены пятью светодиодами. Всего 25 элементов на устройство. В то же время каждая группа светодиодов имеет свою собственную линзу, позволяющую изменять фокус, яркость и направленность света.
Центральный блок управления управляет и контролирует работу матричных светильников. Датчик устанавливается в передней части автомобиля для обнаружения приближения встречного транспорта, специально для мониторинга дорожной ситуации. Получив сигнал от датчика, система изменяет количество работающих секций таким образом, чтобы не ослеплять водителя, но поддерживать соответствующий уровень освещенности.
Световые системы с матричной оптикой синхронизированы с навигационным оборудованием, а также получают данные об окружающей среде от видеокамеры. Это позволяет использовать большее количество режимов работы, а также распознавать объекты и фокусироваться на них.
Сравнение стандартных и матричных систем
Какие производители применяют подобные фары
Автопроизводители активно пытаются внедрить новые разработки в свои технологии. А что касается матричных фар, то сейчас их используют многие компании:
- Matrix Beam от Opel, который регулирует работу оптики в зависимости от погодных условий, скорости движения и маршрута, а также интенсивности движения.
- Матричные светодиоды от Audi устанавливаются только на новые автомобили A8. Технология доступна только для дорогих автомобилей.
- Матричные светодиодные фары от Volkswagen IQ Light — каждый блок состоит из 128 светодиодов. Функциональность освещения гарантируется интеллектуальной системой, которая адаптируется к любым условиям движения.
Технология Opel Matrix Beam
Преимущества и недостатки
Хотя на первый взгляд использование оптики Matrix Beam может показаться преувеличением, эта технология предлагает ряд неоспоримых преимуществ:
- повышенный комфорт и безопасность вождения;
- Нет необходимости думать о работе освещения
- Не слепит встречных водителей;
- Адаптивное управление светом при движении по прямой и при поворотах;
- Обнаружение пешеходов;
- Динамические показатели повторяемости.
Единственными недостатками оптики являются высокая стоимость и использование технологии в автомобилях премиум-класса.
Матричные фары значительно облегчают ориентирование на дороге, особенно в плохих погодных условиях или ночью. Водителю не нужно переключать режимы освещения, а прохождение поворотов становится легким и безопасным. Остается только ждать, когда эта разработка выйдет на массовый рынок и будет устанавливаться на все автомобили.