Синхронизатор КПП

Устройство авто

Синхронизатор коробки передач — это механизм, предназначенный для выравнивания скорости вращения вала и шестерни коробки передач. В настоящее время практически все механические и роботизированные коробки передач синхронизированы, т.е. оснащены этим устройством. Этот важный компонент коробки передач обеспечивает плавное и быстрое переключение передач. В этой статье мы расскажем, что такое синхронизатор, зачем он нужен, как долго он может работать, его устройство и принцип работы.

Назначение синхронизатора

Компонент трансмиссии для плавного переключения передач

Общий вид синхронизатора

Синхронизатор используется на всех передачах в трансмиссиях современных легковых автомобилей, включая задний ход. Его функция заключается в обеспечении выравнивания частоты вращения вала и шестерни, что является необходимым условием для безударного включения передачи.

Синхронизатор не только обеспечивает плавное переключение передач, но и способствует снижению шума. Этот компонент снижает физический износ механических компонентов, что, в свою очередь, влияет на срок службы всей трансмиссии.

Синхронизатор также упрощает переключение передач, облегчая его для водителя. До появления этого механизма переключение передач осуществлялось путем двойного выжимания сцепления и переключения коробки передач в нейтральное положение.

Конструкция синхронизатора

Синхронизатор состоит из следующих компонентов:

  • втулка с втулками;
  • сцепное устройство;
  • стопорные хомуты;
  • шестерня с фрикционным конусом.

Основные компоненты, из которых состоит коробка передач

Конструкция синхронизатора

Втулка, имеющая наружные и внутренние шлицы, является сердцем узла. Внутренний и внешний шлицы соединяют ступицу с приводным валом и могут быть направлены в любом направлении. Внешние шлицы соединяют ступицу с муфтой.

Втулка имеет три паза, которые расположены на расстоянии 120 градусов друг от друга. В пазах находятся упругие втулки, которые помогают зафиксировать сцепление в нейтральном положении, т.е. когда синхронизатор не работает.

Муфта обеспечивает жесткое соединение между валом коробки передач и шестерней. Он расположен на ступице и соединяется с вилкой коробки передач с внешней стороны. Стопорное кольцо синхронизатора необходимо для синхронизации скорости за счет трения, оно не позволяет муфте замыкаться до тех пор, пока вал и шестерня не достигнут одинаковой скорости.

Внутренняя часть кольца имеет коническую форму. Для увеличения площади контакта и снижения сил скольжения используются многоконические синхронизаторы. Помимо одинарных синхронизаторов, используются также двойные синхронизаторы.

Двойной синхронизатор содержит, помимо конического кольца, внутреннее и наружное кольцо, которое крепится к шестерне. Здесь коническая поверхность шестерни больше не используется, а синхронизация достигается с помощью колец.

Принцип работы синхронизатора КПП

Детали коробки передач и принцип ее работы

Принципиальная схема синхронизатора

При включении сцепление находится в центральном положении, а шестерни свободно вращаются на валу. Крутящий момент не передается. При выборе передачи вилка перемещает муфту на шестерню, а муфта, в свою очередь, перемещает стопорное кольцо. Кольцо прижимается к конусу шестерни и вращается, предотвращая дальнейшее движение муфты.

Под воздействием трения скорости вращения шестерни и вала синхронизируются. Муфта продолжает свободно двигаться и жестко соединяет шестерню с валом коробки передач. Крутящий момент передается, и автомобиль начинает двигаться с выбранной скоростью.

Несмотря на довольно сложную конструкцию устройства, алгоритм синхронизации занимает лишь доли секунды.

Ресурс синхронизатора

При любых проблемах с переключением передач сначала исключите проблему со сцеплением, прежде чем проверять синхронизатор.

Следующие признаки указывают на неисправность устройства:

  1. Шум от коробки передач. Это может указывать на деформированное стопорное кольцо или изношенный конус.
  2. Самопроизвольное отключение коробки передач. Проблема может быть связана со сцеплением, или шестерня отслужила свой срок.
  3. Трудности с включением передачи. Это прямое указание на то, что синхронизатор вышел из строя.

Восстановление синхронизатора — очень трудоемкий процесс. Лучше просто заменить износившийся механизм на новый.

Следующие правила помогут продлить срок службы синхронизатора и всей трансмиссии:

  1. Избегайте агрессивного стиля вождения, резких стартов.
  2. Выберите правильную скорость движения и подходящую передачу.
  3. Своевременное обслуживание коробки передач.
  4. Своевременная замена масла, предназначенного для данного типа трансмиссии.
  5. Полностью выжмите сцепление перед переключением передач.
Adblock
detector