Тормозная система автомобиля является частью системы активной безопасности и предназначена для изменения скорости автомобиля вплоть до полной остановки, включая экстренное торможение, а также для удержания автомобиля в неподвижном состоянии в течение длительного времени. Для выполнения этих функций используются следующие типы тормозных систем: рабочая (или основная), резервная, стояночная, вспомогательная и антиблокировочная (система курсовой устойчивости). Сочетание всех тормозных систем автомобиля называется управлением тормозами.
Рабочая (основная) тормозная система
Основная функция рабочей тормозной системы — контролировать скорость автомобиля до полной остановки.
Рабочая тормозная система состоит из тормозного привода и тормозных механизмов. Большинство легковых автомобилей оснащены гидравлическим приводом.
Схема тормозной системы
Гидравлический привод состоит из:
- главный цилиндр (тормозной цилиндр);
- Блок вакуумного усилителя;
- Регулятор давления задних тормозов (при отсутствии ABS);
- Блок ABS (если установлен);
- Обслуживайте тормозные цилиндры;
- рабочие цепи.
Главный цилиндр преобразует усилие педали тормоза водителя в давление жидкости в системе и распределяет его по рабочим контурам.
Для увеличения силы, создающей давление в тормозной системе, гидравлический цилиндр оснащен вакуумным усилителем.
Функция регулятора давления заключается в снижении давления в системе привода задних колес, тем самым улучшая эффективность торможения.
Типы тормозных контуров
Тормозные контуры — это замкнутые линии, соединяющие главный цилиндр и колесные тормоза.
Контуры могут перекрывать друг друга или выполнять только свои собственные функции. Наиболее востребованная двухконтурная система тормозного привода, в которой пара контуров работает по диагонали.
Запасная тормозная система
Стояночная тормозная система действует как аварийная или вторичная тормозная система в случае отказа или неисправности основной тормозной системы. Он выполняет ту же функцию, что и рабочая тормозная система, и может функционировать как часть рабочей тормозной системы или как самостоятельный узел.
Стояночная тормозная система
Схема стояночного тормоза
Основной функцией и назначением стояночной тормозной системы является
- чтобы удерживать автомобиль в неподвижном состоянии в течение длительного времени;
- Для предотвращения непреднамеренного скатывания автомобиля под уклон;
- Экстренное торможение в случае отказа рабочей тормозной системы.
Устройство тормозной системы автомобиля
Тормозная система
Сердцем тормозной системы является тормозной механизм и его исполнительные механизмы.
Тормозной механизм обеспечивает тормозной момент, необходимый для замедления и остановки автомобиля. Механизм установлен на ступице колеса, а принцип его работы основан на использовании трения. Тормоза могут быть дисковыми или барабанными.
Конструктивно тормозной механизм состоит из статической части и вращающейся части. Неподвижной частью барабанного механизма является тормозной барабан, а вращающейся — тормозные колодки с накладками. В дисковом механизме вращающаяся часть — это тормозной диск, неподвижная часть — тормозной суппорт с тормозными колодками.
Тормоза управляются приводом.
Гидравлический привод — не единственный, используемый в тормозной системе. В системе стояночного тормоза используется механический привод, представляющий собой комбинацию тяг, рычагов и тросов. Он соединяет тормоза задних колес с рычагом стояночного тормоза. Имеется также электромеханический стояночный тормоз, в котором используется электрический привод.
В гидравлическую тормозную систему могут быть встроены различные электронные системы: антиблокировочная система тормозов, программа стабилизации автомобиля, система помощи при экстренном торможении и система помощи при торможении.
Существуют также другие типы тормозного привода: пневматический, электрический и комбинированный. Последние могут быть пневмогидравлическими или гидропневматическими.
Принцип работы тормозной системы
Тормозная система работает следующим образом:
- Нажимая на педаль тормоза, водитель создает усилие, которое передается на вакуумный усилитель.
- Затем этот показатель увеличивается в вакуумном усилителе и передается в главный цилиндр.
- Поршень насоса нагнетает тормозную жидкость по магистралям в колесные цилиндры, что повышает давление в тормозном цилиндре, и поршни рабочего цилиндра перемещают тормозные колодки на тормозные диски.
- Продолжение нажатия на педаль еще больше увеличивает давление жидкости, что приводит к задействованию тормозов, заставляя колеса вращаться медленнее. Давление тормозной жидкости может приближаться к 10-15 МПа. Чем выше давление, тем эффективнее торможение.
- При опускании педали тормоза она возвращается в нейтральное положение под действием возвратной пружины. Поршень тормозного цилиндра также перемещается в нейтральное положение. Тормозная жидкость также направляется к главному цилиндру. Тормозные диски или барабаны разблокированы. Давление в системе падает.
Важно: Тормозную жидкость в системе необходимо периодически менять. Сколько тормозной жидкости потребуется для одной замены? Не более полутора литров.
Основные неисправности тормозной системы
В таблице ниже приведены наиболее распространенные неисправности тормозной системы автомобиля и способы их устранения.
Симптомы | Вероятная причина | Средство |
---|---|---|
При торможении слышен свистящий звук или шум. | Тормозные колодки изношены, плохого качества или повреждены; тормозной диск деформирован или на нем находится посторонний предмет | Замените или очистите колодки и диски |
Увеличенный ход педали тормоза | Утечка тормозной жидкости из колесных цилиндров; попадание воздуха в тормозную систему; изношенные или поврежденные резиновые шланги и уплотнения в тормозной гидравлической системе | Замените неисправные детали; продуйте тормозную систему |
Увеличение усилия на педали тормоза | Неисправен вакуумный усилитель; повреждены трубопроводы | Замените подкачивающий насос или шланг |
Жесткость всех колес | Поршень заклинило в главном цилиндре; нет хода педали | Замените педаль тормоза; установите правильную заднюю ось |
Заключение
Тормозная система является основой безопасного вождения. Поэтому ему всегда следует уделять большое внимание. Если рабочая тормозная система повреждена, не эксплуатируйте автомобиль вообще.