Система охлаждения двигателя быстро прогревает двигатель и предотвращает его перегрев, поддерживая оптимальную температуру. Радиатор соединен трубкой с расширительным бачком. Горловина радиатора закрыта сливным клапаном, который сливает излишки охлаждающей жидкости в расширительный бачок, и впускным клапаном, который позволяет охлаждающей жидкости вернуться в радиатор при снижении температуры двигателя.
Колпачок в положении «закрыто» должен иметь выступы относительно смыва. Уровень жидкости проверяется в расширительном бачке. Если уровень опустился ниже отметки «LOW», необходимо долить до отметки «FULL».
Насос охлаждающей жидкости, расположенный в передней части корпуса двигателя, приводится в действие ремнем ГРМ.
Рис. Части системы охлаждения автомобиля (радиатор, расширительный бачок, вентилятор): 1 — радиатор, 2 — крышка радиатора, 3,4,5 — детали сборки, 6 — корпус вентилятора, 7 — пропеллер вентилятора, 8 — двигатель вентилятора, 9 — расширительный бачок, 10 — трубка, соединяющая радиатор с расширительным бачком
Рис. Компоненты системы охлаждения (жидкостные линии): 1 — крышка термостата, 2 — прокладка крышки, 3 — термостат, 4 — впускной шланг радиатора, 5 — выпускной шланг радиатора, 6 — впускной шланг двигателя, 7 — впускной патрубок двигателя, 8 — прокладка, 9 — впускной шланг радиатора печки, 10 — выпускной шланг радиатора печки.
Основные элементы жидкостной системы охлаждения и их назначение
В жидкостных системах охлаждения поршневых двигателей охлаждающая жидкость циркулирует в замкнутом контуре, а тепло отводится в окружающую среду с помощью радиатора с воздушным дутьем.
Основные части системы жидкостного охлаждения:
- Охлаждающая рубашка (1) представляет собой полость, окружающую детали двигателя, требующие охлаждения. Жидкость, циркулирующая по рубашке охлаждения, отводит тепло от этих деталей и передает его радиатору.
- Насос охлаждающей жидкости, или помпа (5) — обеспечивает циркуляцию жидкости через систему охлаждения. На некоторых двигателях, например, минитракторах, может использоваться термосифонная система охлаждения — т.е. система с естественной циркуляцией охлаждающей жидкости, в которой этот насос не используется. Он может приводиться в движение либо ременной передачей от вала двигателя, либо отдельным электродвигателем.
- Термостат (2) — предназначен для поддержания рабочей температуры двигателя. Термостат направляет охлаждающую жидкость по малому контуру — в обход радиатора, если температура не достигла рабочей температуры.
- Радиатор системы охлаждения (3) обычно представляет собой оребренную конструкцию, которая обдувается снаружи потоком воздуха. Радиатор обычно изготавливается из алюминия, но можно использовать и другие материалы, хорошо проводящие тепло. Например, нередко в масляных радиаторах используется медь.
- Вентилятор (4) необходим для подачи дополнительного воздуха в радиатор, даже когда автомобиль остановлен или движется на низкой скорости. В старых автомобилях вентилятор приводился в действие от вала двигателя с помощью ременной передачи, тогда как в современных автомобилях, за исключением больших грузовиков, он приводится в действие электродвигателем.
- В расширительном бачке хранится запас охлаждающей жидкости. Расширительный бак сообщается с атмосферой через клапан, что позволяет охлаждающей жидкости находиться под давлением во время работы и позволяет двигателю работать при более высоких температурах, не допуская закипания охлаждающей жидкости. Старые автомобили часто не имели расширительных бачков, и охлаждающая жидкость хранилась в верхнем бачке радиатора. С появлением антифриза на основе этиленгликоля использование расширительного бачка стало обязательным, поскольку эта охлаждающая жидкость склонна к расширению при нагревании.