Автомобили Ульяновского автозавода, как известно, создавались для нужд Советской армии. Главной задачей конструкторов было сделать максимально простую и надежную машину, пригодную для ремонта даже в полевых условиях. Конечно, модельный ряд УАЗ много раз модернизировался, но многие «старые» решения активно используются и сейчас. Например, в качестве поворота руля до сих пор используется установка полуоси на УАЗ. Эта маленькая деталь играет важную роль в правильной работе переднего моста, а значит и всего внедорожника.
Шкворень УАЗ: что это и зачем он нужен
Итак, шпиндель – это одна из составных частей шпиндельного узла (ШУ), подвижно соединяющая поворотный кулак (ПК) и ШОПК (шаровая опора), в котором находится ШРУС, расположенный на переднем мосту автомобилей УАЗ с полный привод. Весь этот механизм обеспечивает бесперебойную передачу крутящего момента на колесо даже при повороте.
Основные функции звездочки УАЗ следующие:
- деталь будет в качестве оси, оборудование качаться провокационным кулаком;
- объединить в единый узел поворотный кулак и шаровую опору;
- быть несущими элементами, обеспечивающими необходимую жесткость ШУ, и даже в момент движения воспринимать и передавать моменты сил, возникающие от колеса, на балку моста.
По сути, сам шкворень представляет собой стержень небольших размеров, форма которого может быть различной, запрессованной «колпачком» в корпус поворотного кулака, а нижняя часть подвижно соединена с корпусом шаровой опоры. ШОПК и поротный кулка соединяются швейными шкворнями, то есть на один мост надо 4 таких детали.
В разные периоды времени передние мосты УАЗов оснащались тремя основными типами шкворней:
- вращающиеся на бронзовой втулке цилиндрические стержни Т-образной формы;
- сопоздние шаровые;
- шкворни на подшибниках;
- стержни, имеющие цилиндрическую коническую форму, верхняя часть которых имеет сферическую опору.
Ранние модели Ульяновского завода оснащались Т-образными деталями, они считаются классикой. Шкворень на подшипниках, как и с шаром, устанавливался на более современные модификации УАЗ «Буханки» и УАЗ-469. На мостах типа «Спайсер» имеются стержни со сферической опорой.
Как и любая другая деталь в автомобиле, шкворни со временем изнашиваются. Можно регулировать, увеличивать количество прокладок по мере необходимости, но рано или поздно придет время заменить изношенную деталь. Это может сделать любой автовладелец при наличии желания и самых элементарных слесарных навыков.
Замена и регулировка шкворней на УАЗ “Буханка”
Первое — надо купить новую деталь. Дальнейший алгоритм действий следующий:
- Используя подкатные домкраты, поднимите переднюю часть машины. Положите хотя бы что-нибудь крепкое, чтобы подстраховаться на случай, если домкрат сломается.
- Затем снимите тормозной суппорт, щиток, снимите рулевой наконечник и открутите маслозаливную крышку.
- Вкрутите в шпиндель болт М10, приподнимите деталь за «шляпу» и вытащите ее.
- Выньте шайбу.
- Достать втулку шкворня УАЗ непросто. Сначала ослабьте его гвоздем или отверткой, а затем, используя плоскогубцы, снимите. Втулку следует очистить бензином, а затем смазать новой смазкой.
- Теперь пришло время поставить новую деталь. Поместите винт как можно выше на место, очень осторожно вбейте его. Если деталь идет туго, не усердствуйте.
- Соберите остальные детали в обратном порядке.
Регулировка шкворней на УАЗе «Буханка» довольно проста:
- Измерьте расстояние от вершины до упора в сфере поворотного кулака с обеих сторон. Эти значения должны быть одинаковыми.
- Откручиваем гайку с одной стороны, закручиваем с другой. Это позволит вам перемещать части ПК относительно друг друга.
- Закончив регулировку, сначала затяните гайки до упора, затем отверните их на 1/6 оборота. Обязательно обжаривайте прессовое масло.
Для проверки правильности работы с силой потрясите колесо, услышите стук — слегка подтяните гайки.
Шкворень УАЗ — важная часть рулевого управления авто, поэтому эту деталь необходимо своевременно проходить техобслуживание.