ВЕЗДЕХОД «БОБИК»

Тракторы и мотоблоки

В свободное время увлекаюсь постройкой вездеходов. Первый такой автомобиль был построен летом 2011 года. А сейчас представляю, на мой взгляд, одну из самых удачных своих разработок — полноприводный вездеход с «ломающейся» рамой — «Бобик».

Рама — шарнирно-сочлененная («разборная»), состоит из двух полурам коробчатого типа, сваренных из профильных труб сечением 40х40х2 мм, 40х20х1,5 мм и 40х25х2 мм. Места крепления к тем перемычкам усилены накладками из трубы прямоугольного сечения 40х25х2 мм.

Каркасы кабины, капота, крыльев и кузова изготовлены из труб квадратного сечения 20х20х1,5 мм и 15х15х1,5 мм.

Основные габариты вездехода с разборной рамой «Бобик»Основные габариты вездехода с разборной рамой «Бобик»Вид сверхуВид сверхуВид впередВид вперед

Основные габариты автомобиля: А - вид сбоку; Б - вид сверху

Основные габариты автомобиля: А - вид сбоку; Б - вид сверхуОбности размеров полурамного вездехода: А — вид кузова; Б — вид сверху

Размеры передней полурамы (длинах широшахвысота) — 1650x800x260 мм. Моторный отсек занимает 750 мм (в длину), остальное пространство отведено под место водителя. Эта полурама проектировалась как универсальная — для нескольких типов двигателей. Поэтому размеры моторного отсека были сделаны под двигатель ВАЗ-1111 «Ока». Большинство остальных подходящих двигателей имеют меньшие размеры. Например, для двигателя, аналогичного Lifan 182FD, длину моторного отсека можно уменьшить до 100—150 мм.

Задняя полурама — в плоскости трапециевидной формы (впереди уже, чем зади) так, чтобы радиус поворота был меньше. Ширина «вершины» — 200 мм, бостаны — 810 мм, боковины — новые по 900 мм. Высота «короба» полурам — 260 мм. Для увеличения объема кузова заднюю полураму он сделал прямоугольной формы.

Силовая передача автомобиля (схема трансмиссии)Силовая передача автомобиля (схема трансмиссии):
1 — оси развича натяжного ролика (самодельного изготовления); 2 — рычаг натяжного ролика (самодельный, внутри подшипники 180204, 2 шт.); 3 — ведущий шкив (5 ручьев профиля «А»); 4 — оси натяжного ролика (самодельного изготовления); 5 — натяжной ролик ременного сцепления (самодельный, внутри подвески 180203,2 шт.); 6 — двигатель («Лифан» или аналог); 7 — ведомый шкив (Ø250, 4 ручья профиля «А»); 8 — вал ведомого шкива (самодельный); 9 — корпус опоры ведомого шкива (самодельный, внутри подшипники 180109, 2 шт.); 10 — КПП ВАЗ-2101 — 2107 (сцепление де осмотро, кожух отрезан); 11 — фланец вторичного вала КПП (фланец приходного вала заднего моста ВАЗ-2101-2107; 12 — карданный вал (от ВАЗ-2121, укорочен); 13 — примерный вал цепной передачи; 14 — ведущая звездочка цепной передачи (z=13, шаг 19.05); 15 — продвижная корпус примерного вала цепной передачи (задняя ступица ВАЗ-2108 в сборе с предшипнимами); 16 — подвижная пластина цепной передачи (с10); 17 — тормозной диск (отнего колеса ВАЗ-2101-2107); 18 — ведомая звездочка цепной передачи (z=43, шаг 19.05); 19 — раздаточный вал (блок) поворотного узла (вал ШРУСа УАЗ-469, переделан); 20 — раздаточный корпус раздаточного вала (самодельный, внутри подвески 180106, 2 шт.); 21 — неподвижная пластина шаровой опоры поворотного кулака (п10); 22 — шаровая опора поворотного кулака (от УАЗ, с внутренней резьбой под подшипник 1000906-2118); 23 — ШРУС (от УАЗа); 24 — корпус поворотного кулака (от УАЗа); 25 — цапфа проточного кулака (от УАЗа); 26 — ступица проточного кулака (от УАЗа, внутри подвески 127509, 2 шт.); 27 — подшипниковый корпус ШРУСа (от УАЗа, доработан, внутри подшипник 1000908-2RS); 28 — фланец привода заднего моста; 29 — карданный вал (от ВАЗ-2121, укороченный); 30 — задний мост (от ВАЗ-2101-2107); 31 — передний мост (задний мост от ВАЗ-2101 — 2107); 32 — карданный вал ВАЗ-2121 (укороченный); 33 — пукаба-переходник (самодельный)КомпоновкаСостав:
1 — КПП; 2 — карданный вал; 3 — ведущая звездочка цепной передачи (цепного редуктора); 4 — опорный подшипниковый узел ведущих звездочек; 5 — цепь; 6 — опорный подшипниковый узел ведомой звездочки; 7 — ведомая звездочка; 8 — опора трансмиссионного тормозного диска; 9 — карданный вал переднего моста (под трубной рамой); 10 — передний мост; 11 — шарнирно-сочленяющий (переломный) узел полурам; 12 — карданный вал заднего моста; 13 — задний мост; 14 — задняя полурама; 15 — передняя полурамаСиловой агрегат с 5-ручковым клиноременным приводным шкивом на вторичном валу (4 ремня — для передачи мощности и 1 ремень — для привода генератора или гидроруля) и 4-ручковым ведомым шкивом. Соединительный шлицевой узел вала ведомого шкива и первичного вала КПП расположен в корпусе (спереди)Силовой агрегат с 5-ручным приводным шкивом клиноременной передачи на вторичном валу (4 ремня — для силовой передачи и 1 ремень — для привода генератора или гидроусилителя руля) и 4-ручным ведомым шкивом. Соединительный шлицевой узел вала ведомого шкива и первичного вала КПП расположен в корпусе (спереди)Ведомый шкив с четырьмя ремнями и натяжным роликом: передний упирается в подшипниковый узел, а задний соединяется с первичным валом КППВедомый шкив с четырьмя ремнями и натяжным роликом: передний упирается в подшипниковый узел, а задний соединяется с первичным валом КППОдноручьевой ведомый шкив привода генератораОдноручьевой ведомый шкив привода генератораКарданный вал от КПП и ведущая звездочка цепной передачиКарданный вал от КПП и ведущая звездочка цепной передачи

Рулевое управление

Рулевое управлениеУправление на руле:
1 — переломный узел; 2 — сошка; 3 — шарнир; 4 — тяга; (хорошо замыкающая цепь на ведомой звездочке и за ними — супорт трансмиссионного тормоза)Шарнирно-сочленяющий узел и карданный вал заднего мостаШарнирно-сочленяющий узел и карданный вал заднего мостаРабочее место водителяРабочее место водителя

К внутренним поперечинам стоек, к сторонам, обращенным друг к другу, приварены стальные пластины толщиной 10 мм для крепления соединительного шарнира (переломного зло). Расстояние от внутренних «концов» стоек до середины перемычек 790 мм. Таким образом, база автомобиля составляет 1830 мм.

В основе конструкции переломного узла — поворотный кулак от переднего моста автомобиля УАЗ-469. Внутри на двух подшипниках 180106, одном подшипнике 180208 и двух втулках вращается ШРУС от УАЗ.

Безусловно, шарнирно-шарнирный (переломный) узел — достаточно сложный механизм, и он заслуживает подробного описания. Его я делал по методу омича Юрий Шашкина — из провотного кулака от УАЗ-469, внеся онлайн очень между. Юрий использует ШРУС от ВАЗ-2121 (или ВАЗ-2108). Есть и другие отличия: у Юрия шаровая опора поворотного кулака выступает под подшипники, а у меня под них заточен отдельный корпус.

Схема рулевого управленияСхема рулевого управления:
1 — каркас стойки рулевой колонки и панели аксессуаров; 2 — панель приборов; 3 — руль; 4 — рулевой вал в колонке; 5 — рулевая колонка; 6 — карданный рулевой вал; 7 — рулевая рейка; 8 — переднее крепление рулевой рейки; 9 — печатник с рулевой рейки на наконечнике рулевой тяги; 10 — рулевой наконечник (2 шт.); 11 — контргайка М18х1,5 (2 шт.); 12 — рулевая тяга; 13 — задняя конструкция рулевой рейки; 14 — шарнирный наконечник; 15 — сошка; 16 — «переломный» узел; 17 — контргайкаВедущий шкивВедущий шкивВедомый шкивВедомый шкивВал ведомого шкиваВал ведомого шкиваКорпус вала ведомого шкиваКорпус вала ведомого шкиваНатяжной роликНатяжной роликВот втулка натяжного роликаВот втулка натяжного ролика

В общем, написать многостраничную отдельную статью можно только после переделки сцепления УАЗ в углу. Но своихх дрежей я не делал, а давать чужие — неэтично.

Посередине передней полурамы монтируется самодельный фланец, в который вставляется вал с блоком из звездочки цепной передачи, тормозного диска и вилки карданного вала привода переднего моста. Диск оснащен опорой ВАЗ-2106, которая крепится к раме с цилиндрами и блоками.

К пластине задней полурамы крепится фланец от главной передачи моста УАЗ, через который проходит вал переломный узел с вилкой карданного вала заднего привода.

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

На вторичном валу двигателя (Lifan 182FD или аналогичный) установлен ведущий шкив диаметром 95 мм. Блок имеет пять ручек профиля «А». Четыре из них предназначены для ремней привода сцепления и один (крайний) — для привода генератора или гидронасоса. Валы на разных двигателях не одинаковы по размеру и с разной шириной шпоночного паза, так что тут будьте внимательны.

Длина ремней профиля «А» (генераторный от дизелья Д-240) — 1250 мм. Ремни натягиваются роликом с двумя пружинами. Ролик вращается в двух подшипниках 180203. Его ось для удобства включена в подшипники «по скольжению», поэтому он достаточно свободен (от руки). При затягивании гайки оси внутренние буртики подшипников зажимаются между распорными втулками и не вращаются.

Плата под КПП и опору от «Жигулей»Плата под КПП и опору от «Жигулей»Натяжитель валаНатяжитель валаКорпус вала Корпус вала «натяжитель»

Ведомый шкив диаметром 260 мм установлен на опорном валу, который вращается в двухрядном подшипнике от переднего колеса автомобиля ВАЗ-2108. К концу опорного вала приварена шлицевая втулка от диска сцепления «Жигулей». В этом утулку интернет вал коробки передач перемены передач (КПП) от ВАЗ-2106.

Отверстия в пикве для его крепления к валу просверлены под фланец «Жигулевского» карданного вала. Делано это для управления применением данного шкива. Повторяться не нужно, можно расположить отверстия на шкиве и фланце вала под углом 90°.

Выходной вал КПП обрезан до начала шлицов. На шлицы насаживается фланец карданного вала «Жигулей». Вал трубы обрезается до необходимой длины. Второй фланец кардана прикручен к первичному валу цепного редуктора, к которому приварена звездочка (z=13, шаг 19,05 мм). Сам первичный вал вращается в конических подшипниках от передней ступицы «Жигулей», которая, в свою очередь, прикручена к подвижной пластине. Меняя положение плиты, можно регулировать натяжение цепи.

На распределительном валу поворотного узла установлена ​​звездочка с числом зубьев z=41. С раздаточного вала производственный продум передних мостов (от ВАЗ-2106) с помощью карданных валов (укороченных от ВАЗ-2121 «Нива»), Ведущие мосты (и передний, и задний) программы — от ВАЗ-2106. Покрышки на стали колеса как самодельного («ободранного»), так и промышленного производства. Разницы в качестве езды не заметил.

КАБИНА ВОДИТЕЛЯ

Место водителя находится за моторным отсеком и отделено от него перегородкой из дюралюминиевого листа на каркасе из труб сечением 20х20 мм. Кабина водителя полузакрытая (без дверей и задних стенок). Сиденье — от пассажирской «Газели». Под сиденьем аккумулятор 60 А*ч. Рулевая колонка переделана с «Жигулевской» (ВАЗ-2106), отдуда же брать часть рулевого карданного вала. Его нижняя часть изготовлена ​​из профильной трубы 20х20х2 мм, крестовина — от М-2141 «Москвич». Рулевой механизм («рейка») также позаимствован у М-2141.

Педальные узлы — от «Жигулей». Они могут быть такими же, как на автомобиле. Педаль сцепления соединена с натяжным роликом ременной муфты посредством троса. Тормоза — трансмиссионный, диск с осмотром на валу ведомой звездочки. Педаль соединена штоком с главным тормозным цилиндром (от сцепления УАЗ), приводящим в действие опорные тормозные цилиндры (от ВАЗ-2108). Педаль «газа» самодельная, соединена с карбюратором тросом Боудена.

Под рулем расположена панель, на которой расположены тумблеры включения света фар, ручка тяги троса к воздушной заслонке карбюратора, кнопка звукового сигнала и «массовый» переключатель».

Вид сзади-сбоку

Adblock
detector