Мочевина в дизеле

Устройство авто

Экологические стандарты для двигателей внутреннего сгорания постоянно ужесточаются. Если для бензиновых двигателей было найдено решение в виде систем нейтрализации, то для дизельных двигателей ситуация сложнее. Дизельные двигатели выбрасывают сажу и имеют высокую концентрацию оксидов азота. Частичным решением этих проблем с выбросами является использование водного раствора мочевины в дизельном двигателе.

Основные характеристики

Мочевина для двигателя безвредна для человеческого организма. Это бесцветный раствор мочевины в деминерализованной воде. Мочевина используется в качестве рабочей жидкости в современных дизельных автомобилях, оснащенных системой SRC, в качестве реагента, снижающего вредность выхлопных газов.

Для чего нужна

Раствор мочевины в деминерализованной воде используется для снижения содержания оксидов азота в дизельных выхлопах до 90%. Дизельные автомобили, оснащенные каталитическими нейтрализаторами SRC, используют мочевину для нейтрализации оксидов азота. В результате выбросы отработавших газов теперь соответствуют стандартам Евро-4, Евро-5 и Евро-6, которые последовательно принимались ЕС.

Из чего делают

Мочевина для дизельных двигателей — это специальная жидкость, состоящая из двух компонентов: мочевины (карбамида) и деминерализованной воды. Концентрация мочевины в продукте составляет 32,5%, а остальные 67,5% — это чистая вода без минеральных примесей.

На европейском рынке этот продукт называется AdBlue и производится под контролем VDA (Немецкой ассоциации автомобильной промышленности). Только сертифицированные VDA производители имеют право использовать торговую марку AdBlue при производстве и продаже своей продукции.

Мочевина для дизельного топлива AdBlue

Как работает мочевина в двигателе

Выхлопы дизельных двигателей содержат два основных вредных компонента: сажу и оксид азота. Для борьбы с сажей, опасным канцерогеном, был изобретен сажевый фильтр, который подавляет сажу до того, как она попадает в атмосферу. Что касается оксидов азота, то проблема их выброса была решена с помощью жидкостной системы SCR (Selective Catalytic Reduction). Система SCR была разработана компанией FPT Industrial, входящей в состав Fiat Group. Теперь изобретение итальянской компании используется всеми европейскими производителями дизельных автомобилей.

Читайте так же   Электрооборудование автомобиля

Система SRC основана на простейшей химической реакции. Отработавшие газы в камере сгорания взаимодействуют с водным раствором мочевины, подаваемым из бака нейтрализатора через инжектор.

При воздействии высоких температур мочевина разлагается на изоциановую кислоту и аммиак. В результате химической реакции оксида азота и аммиака образуется пар и безвредный азот. Остальные химические соединения просто сгорают в камере сгорания. В результате вредные выбросы дизельного двигателя резко снижаются, так как нейтрализуется опасное соединение — оксид азота.

Система жидкой нейтрализации первоначально использовалась в силовых агрегатах коммерческих автомобилей, но теперь применяется и в секторе дизельных легковых автомобилей. Использование SRC, сажевого фильтра и каталитического нейтрализатора позволяет достичь уровня выбросов Евро-5 и Евро-6.

Диаграмма работы мочевины в дизельном двигателе

Плюсы и минусы системы

Сокращение вредных выбросов дизельных двигателей — не единственное преимущество системы SRC. Другие преимущества системы SRC включают.

  • Заметно увеличивается мощность двигателя;
  • Наблюдается незначительное снижение расхода топлива;
  • Низкий расход жидкости — на одной канистре легковой автомобиль проедет 5 000-10 000 километров.

Однако использование мочевины имеет недостатки, которые в значительной степени делают ее применение нецелесообразным в дизельных автомобилях. К ним относятся:

  • Усложнение системы, что приводит к более частым поломкам;
  • Дополнительные расходы на обслуживание (канистра AdBlue стоит от 500 рублей)
  • Замораживание при температуре ниже -11 °C.

Именно невозможность использования AdBlue при стандартных отечественных зимних температурах делает его нецелесообразным в российских условиях, даже несмотря на то, что бак с мочевиной оснащен специальным подогревателем для предотвращения замерзания жидкости.

В отличие от них, дизельные автомобили, купленные в Европе, оснащены этой системой по умолчанию, и теперь она свободно доступна и на российском рынке. Кроме того, оснащение своего «железного коня» такой системой необходимо при поездках в Европу — иначе можно «попасть» на ощутимый экологический штраф. Поэтому значительная часть владельцев дизельных автомобилей по-прежнему вынуждена покупать мочевину и систему SRC, если их автомобиль ею оборудован.

Читайте так же   Устройство и принцип работы иммобилайзера

Как выбрать

При выборе мочевины для дизельного двигателя необходимо учитывать несколько факторов.

  1. Самостоятельно изготовить раствор практически невозможно. Сама мочевина (карбамид) продается отдельно и используется в качестве азотного удобрения и в других областях. Однако получить деминерализованную воду в домашних условиях и соблюсти необходимые пропорции очень сложно. Поэтому не рискуйте, пытаясь самостоятельно приготовить жидкость AdBlue, иначе вы можете нанести серьезный ущерб двигателю вашего автомобиля.
  2. До 50% продукции, продаваемой на внутреннем рынке, является контрафактной и непригодной для использования в дизельных двигателях.

Мочевина для дизельного топлива

Поэтому, выбирая AdBlue для дизельных двигателей, обратите особое внимание на имя производителя и наличие у него сертификата качества.

  1. При покупке мочевины, AdBlue необходимо приобретать у авторизованных производителей. Другими словами, продукт должен иметь товарный знак AdBlue и соответствовать требованиям европейского стандарта ISO 22241-1. Только такой продукт не нанесет вреда двигателю, чего нельзя сказать о несертифицированных продуктах, продаваемых под названием «мочевина для дизельного двигателя» и т.д.
  2. Можно купить мочевину, продаваемую под марками производителей автомобилей, также используя ее для заправки автомобиля другой марки. В действительности такие продукты абсолютно идентичны и отличаются только названием — сами производители автомобилей не выпускают продукт, предоставляя производителям право использовать свой товарный знак. VW AdBlue вполне подходит для использования в двигателях Mercedes и т.д.
  3. Нет никакой разницы между мочевиной для легковых и мочевиной для грузовых автомобилей — продукты абсолютно одинаковы.
  4. Также нет разницы в характеристиках российского и импортного AdBlue. Однако, покупая отечественный продукт, необходимо убедиться, что он соответствует стандарту качества ГОСТ Р ИСО 22241.

В российских условиях многие владельцы автомобилей, оснащенных каталитическими нейтрализаторами SRC, вынуждены отключать систему очистки или использовать ее эмулятор. Основной причиной таких действий российских владельцев дизельных автомобилей является невозможность эффективного использования системы зимой — при температуре ниже -11°C элементарная жидкость замерзает. Поэтому целесообразность использования катализаторов SRC и жидкости AdBlue в российских условиях в настоящее время остается под большим вопросом.

Adblock
detector