Износ втулок стартера — это программа просподровённая проблема у автомобильного, которые эксплатируются на время и неучатся в техническом обслюживании. Несмотря на то, что на этапе производства в эти детали вкладывается значительный ресурс, со временем они все больше подвергаются критическому износу и перестают выполнять свою функцию.
То есть металлокерамические и бронзовые втулки, по сути, представляют собой расходный материал, срок службы которого зависит от качества изготовления и интенсивности эксплуатации. Поэтому владельцу машины рано или поздно приходится обращаться в автосервис за заменой или решать проблему самостоятельно. Но для этого необходимо знать, как поменять втулки на стартере, не повредив сменные детали и места их посадки.
Как определить, что проблема с нарушением работы механизма запуска двигателя кроется именно во втулках, непригодных к дальнейшей эксплуатации? Прежде всего, при их износе или полном разрушении появляется чрезмерное осевое биение ротора. Это, в свою очередь, является причиной потери контакта и отсутствия массы на обмотке ротора. В результате стартер может просто перестать работать, а если мотору удается время от времени запуститься, то в процессе отчетливо слышны посторонние шумы.
Втулки изношены, поэтому для нормальной работы стартера потребуется их замена
- Как проводится замена втулок стартера ВАЗ-2109
- Замена задней втулки стартера
- Замена передней втулки стартера
- Замена втулки стартера на автомобиле Ока
- Модели, характеристики, место расположения
- Конструкция
- Схема подключения. Принцип работы
- Основные неисправности и почему не крутит стартер?
- Диагностика
- Демонтаж узла, разборка
- Стартер на ОКУ: от каких авто подходит?
- Замена и размер втулок
- Ремонт и замена стартера в ОКА (Видео)
Как проводится замена втулок стартера ВАЗ-2109
Прежде чем менять втулки на стартере, его придется демонтировать, но предварительно снять клемму с аккумулятора. Затем необходимо отсоединить два провода от втягивающего реле. Если для отсоединения тонкого (питает реле обмотки) его необходимо просто потянуть, то для снятия толстого проводника требуется ключом на «13» открутить фиксирующую гайку. Далее с помощью того же ключа на «13» откручиваем три гайки, которыми стартер крепится к блоку сцепления.
Отсоединяем провода в задней части реле
После снятия устройства необходимо его разобрать, что позволит определить, действительно ли причина неисправности кроется в изношенных втулках. Для этого сначала отключите втягивающее реле, отвернув отверткой два болта. Теперь необходимо снять ротор с пластины изгиба. Воспользовавшись ключом на «10», демонтируйте заднюю крышку стартера, тогда откроется доступ к оси ротора.
Стопорное кольцо на нем нужно снять плоской отверткой. На последнем этапе разборки осталось открутить гайки на двух шпильках, чтобы все три детали, из которых состоит корпус стартера, были разъединены. На этом процесс разборки завершен. Вы узнаете больше о том, как заменить втулки стартера, не прибегая к помощи мастера.
Замена задней втулки стартера
Если в результате внешнего осмотра было выявлено износ одной или обеих втулок, их необходимо снять с посадочных мест и установить исправные аналоги. Даже в тех случаях, когда только одна деталь оказывается непригодной для дальнейшей эксплуатации, обычно заменяют и переднюю, и заднюю. Для начала рассмотрим, как правильно должна выполняться замена втулки, расположенной в задней крышке стартера ВАЗ-2109.
Технология демонтажа мало чем отличается от того, как выполняется замена втулки стартера на всех классических моделях производства ВАЗ. Другими словами, нужно просто снять заднюю крышку и выбить старую деталь и ее остатки. После этого запрессовывается новая втулка, и работа завершена. Правда, та модель, которая установлена, очень часто входит в гнездо слишком плотно. При этом его наружный диаметр должен быть немного уменьшен — проталкивать с большим усилием нельзя, т к крышка может лопнуть. Так что просто обработайте деталь наждачной бумагой. В процессе установки не рекомендуется использовать смазочные материалы, иначе втулка может провернуться и сломать посадочное место.
Замена передней втулки стартера
На переднюю втулку стартера приходится более значительная часть нагрузки при запуске двигателя, из-за чего она намного быстрее изнашивается. Если на вашем автомобиле по той же причине вышел из строя стартер и вас интересует, как заменить втулку стартера ВАЗ-2109, расположенную в его передней части, просто воспользуйтесь представленной ниже информацией.
В первую очередь хотелось бы обратить внимание на то, что, в отличие от вазовской классики, передняя втулка у «девятки» находится не в картере стартера — она запрессована в специальное посадочное место в картере сцепления.
Поэтому для его снятия не обязательно разбирать стартер, но все равно придется демонтировать устройство, чтобы получить доступ к посадочному гнезду. Голыми руками извлечь деталь не получится — для этого понадобится метчик диаметром 14 мм с приваренной ручкой. А также желательно надеть на инструмент тяжелую металлическую обойму, которая оплегчит процесс экрасниния.
Вкручивающий инструмент до опоры, попробуйте втиянть его вместе со втулкой
Необходимо вставить метчик в отверстие втулки и завинтить его до упора в картер. Далее попробуйте потянуть за ручку. Если изделие невозможно вытащить руками, в этом случае вы сможете выбить его из гнезда молотком по раме. Перед заменой передней втулки на стартере тщательно очистите посадочное место от грязи.
Не спешите устанавливать деталь на место, не убедившись, что она подходит по размеру. Довольно часто после запрессовки бронзовая втулка сжимается, ее внутренний диаметр уменьшается, и вал стартера не входит в отверстие. После установки увеличить диаметр никак не получится, поэтому подгонку следует выполнить заранее с помощью специального инструмента — отвертки.
Ни в одном из приложенных к автомобилю руководств по эксплуатации и ремонту не рассказано, как правильно вскрыть втулки стартера, из-за чего многие автолюбители часто попадают в затруднительное положение. На самом деле это очень простая операция, которая легко выполняется при наличии струбцин и подходящей отвертки.
Сначала нужно надеть деталь на вал стартера и, если окажется, что деталь сидит туго, нужно зажать ее в тиски и увеличить внутренний диаметр с помощью указанного выше инструмента. Раскладывать изделие нужно постепенно, чтобы не переутомиться. Регулярно проверяйте диаметр, надев его на вал стартера. Если в итоге втулка войдет свободно и без чрезмерного стука, ее можно установить в гнездо в картере сцепления. Установка стартера на автомобиль производится в обратном порядке.
Удобнее будет, если зажать втулку в твисвах
Замена втулки стартера на автомобиле Ока
Несмотря на то, что конструкция стартера на Оке реализована по принципу, аналогичному ВАЗ-2109 (передняя втулка также расположена в картере сцепления), исполнение механизма запуска двигателя получилось крайне неудачным, впрочем, как и большинство других компонентов этой машины. Основной причиной тому является желание конструкторов максимально сократить производственный процесс.
Именно по этой причине втулки изготавливаются по технологии, полученной из порошковой металлургии, а в качестве исходного материала используется комбинация графитовой крошки и бронзы. Из-за этого данные детали имеют очень незначительный запас прочности, что отрицательно сказывается на их ресурсе.
Для тех автомобилистов, которых интересует, как заменить втулку стартера на Оке, необходимо узнать подробнее об одном недостающем двигателе этого автомобиля. Речь идет о посадочном гнезде в самом картере сцепления, которое ломается в процессе длительной эксплуатации, причем неравномерно.
Поэтому, если вы купите на замену изделие стандартного размера (внешний диаметр 13,03 мм), оно, скорее всего, слишком свободно встанет на место и даже начнет болтаться. Этого нельзя допускать, так как деталь очень скоро придет в негодность. Зная эту особенность, специалисты рекомендуют использовать втулку ремонтного размера (внешний диаметр 14 мм), но часто оказывается, что ее диаметр не соответствует размеру и даже форме посадочного места.
В том случае, если гнездо относительно равномерное по всей окружности, проблема решается обычной подгонкой наружного диаметра втулки наждачной бумагой. Если же примение вы описываете, что посадочное место разбито рабиторномерно (например, в виде эллипса), то в этом случае его придется выравнивать.
При этом специалисты не рекомендуют пытаться вскрыть гнездо передней втулки самостоятельно с помощью ручного инструмента, так как в этом случае не удастся выдержать соосность с валом стартера, что чревато проблемами в его эксплуатация. Если вы оказались в такой ситуации, лучше обратиться к специалистам, которые с помощью специального оборудования вскроют отверстие в нужном направлении. Кстати, многие автосервисы изготавливают бронзовые втулки стартера ремонтного размера.
Изготовить делать на недвижимого диаметра можно на производителя СТО
Прочитав данную инструкцию, вы смогли сами убедиться, что замена втулок стартера на «девятке», как и на любом другом автомобиле, не самая простая задача. Сложности могут начаться уже на этапе снятия стартера из-за неудобства работы и закончиться запрессовкой втулок. Поэтому в процессе выполнения данного вида ремонта проявите терпение, не торопитесь и строго следуйте инструкции.
В двигателе и машине ОКА слишком много слабых мест. Из-за них некоторые детали требуют доработки или существенной модификации конструкции. Одна из них – передняя втулка стартера ОКА, запрессованная в коробку передач. Это опора, которая поддерживает переднюю часть несущего винта.
Основная его проблема заключается в том, что он изготовлен по технологии, взятой из порошковой металлургии. На самом деле он состоит из крошки графита и бронзы, которая была спрессована. Разумеется, к такой технологии производители пришли исключительно с целью удешевления производства.
Но, к сожалению, такая втулка стартера ОКА невероятно хрупкая, поэтому служит очень недолго, постоянно ломаясь. Худшим последствием такой поломки является то, что из-за этого весь механизм теряет опору, а затем выходит из строя.
Еще одна проблема – ослабление диаметра отверстия, которое находится в картере. Бывает даже, что на новых автомобилях эта деталь просто вручную вставляется в отверстие. Конечно, в такой ситуации автомобиль не застрахован, потому что со временем натяжение значительно ослабевает, постепенно он скручивается и начинает рассыпаться на мелкие кусочки.
При необходимости замены втулки стартера ОКА необходимо приобрести специальную ремонтную модель диаметром 14 мм (кстати, диаметр штатной детали 13,03 мм). Этот факт свидетельствует о том, что правильная установка ремонтных деталей без специального оборудования невозможна.
Специальное оборудование, которое необходимо использовать в этом случае, предназначено для открытия отверстия в нужном направлении. Стоит отметить, что купить такое оборудование практически невозможно, ведь оно есть исключительно в каталогах инструментов, предназначенных для ремонта двигателя.
При попытке вскрыть отверстие так, чтобы оно подходило под ремонтную втулку стартера ОКА, можно потерять его ось или ось ротора, из-за чего вновь установленная деталь ломается либо сразу, либо через какое-то время.
Как и любые ДВС легкового автомобиля, силовые агрегаты «Оки» модификации 1111, 11113 запускаются при помощи стартера – силового электродвигателя с дистанционным управлением. В задачу этого узла входит проворачивание коленчатого вала для создания необходимых условий воспламенения топливно-воздушной смеси.
Модели, характеристики, место расположения
Стартер конструкторы не стали заимствовать у других моделей ВАЗ, а сделали новый – для двигателей «Оки». Невозможность же унификации стартеров для владельцев этой малолитражки часто обрачивается с проблемами, так как «родной» стартер не является особо надежным узлом.
Примечательно, что на «Ока» силовые электродвигатели выпускались несколькими производителями. Узел с заводским индексом 39.3708 (Самарский завод КЗАТЭ) является наиболее распространенным узлом, который мы и рассмотрим в дальнейшем. Также на ВАЗ-1111 устанавливались комплектации белорусского производства (1111-3708010-5) и словенского – АЗЕ-1517.
Основные характеристики модели 39.3708:
- Мощность – 0,9 кВт;
- Ток потребления – 230А;
- Масса – 5 кг;
Монтируется этот узел с левым строным мотором (по ходу двигателя) над КПП, выше же него насовяться корпус термостата. Фиксация осуществляется всего двумя крепежными элементами – болтом и гайкой, которые стартер притягивает к корпусу сцепления. Такая компоновка удобна тем, что можно демонтировать агрегат вместе с автомобилем, ничего дополнительно не снимая.
Конструкция
Стартер «Ока» представляет собой коллекторный электродвигатель постоянного тока. Его основными компонентами являются:
- Статор с обмотками возбуждения;
- Щеткодержатель (щеточный узел) с 4 графитовыми щетками;
- Якорь;
- Бендикс (приводная шестерня с муфтой свободного хода);
- Втягивающее реле с вилкой привода;
- Крышки;
Все элементы собраны в единую конструкцию и закреплены стяжными болтами.
Статор для прохождения электричества энергия по его вращению, программы возгорания элегатмогентного поля. Второе магнитное поле создается обмоткой якоря. На данный момент ток продается через графитные штки на колектров, к пластику корохов приаяны цы пыли акоря. Магнитные поля, образующиеся вокруг обмоток, вызывают вращательное движение якоря.
На валу якоря с одной стороны выполнены прорези, на которые надевается бендикс, состоящий из шестерни и обгонной муфты. Бендикс имеет возможность перемещаться по валу, при этом за счет шлицевого соединения обеспечивается передача на него вращения.
Шестеренка бендикса предназначена для зацепления с маховиком коленчатого вала и передачи ему вращательного движения. По умолчанию шестерня не зацеплена с маховиком и нет взаимодействия двигателя с силовым электродвигателем.
Задача обгонной муфты — прерывание передачи вращения после запуска силового агрегата. Даже при минимальных оборотах скорость вращения коленчатого вала выше, чем обороты стартера, поэтому после пуска мотора осуществляется обратная передача вращения — от маховика к электрической двигатель (до вытягивания передачи из сцепления), что значительно сокращает срок службы стартера. Для предотвращения этого негативного эффекта шестерня взаимодействует с валом якоря не напрямую, а через роликовую муфту, состоящую из двух колец и размещенных между ними роликов.
Суть муфты в следующем: пока скорость вращения якоря стартера выше, чем у маховика (двигатель не работает), ролики «заклинивают» стенки между собой, тем самым передавая вращение на шестерню . Как только двигатель запускается и маховик разгоняется, один из двух перемещается относительно второго, и ролики «разрываются», благодаря чему прерывается передача вращения от шестерни к якорю.
Перемещение бедикса по шлицам вала вечером в счет тыгяющего реле, останавливаемого на корпус стератера. Также этот узел «отвечает» за подачу электроэнергии на обмотки электродвигателя.
Особенность работы стартера в том, что сначала включается шестерня, и только потом включается электродвигатель. И все это программы втягивающее реле.
Реле состоит из корпуса с внутренними обмотками, контактного диска и силовых контактов («пятерки»), а также якоря, имеющего вилку, взаимодействующую с бендиксом.
Схема подключения. Принцип работы
Питание стартера от бортовой сети осуществляется следующим образом: от «плюсовой» клеммы АКБ прокладывается провод большого сечения на один из контактов втягивающего реле. От второго контакта реле идет шина на щеткодержатель и обмотки статора. Эта цепь является основной для питания электродвигателя, но в реле имеется обрыв, исключающий постоянную подачу тока на обмотки.
От той же «плюсовой» клеммы идет еще один провод, проходящий через дополнительное реле, замок зажигания и ведущий к втягивающему реле. В задачу этой схемы входит питание обмотки реле.
Для включения стартера водитель должен установить ключ в замке в положение «2». Таким образом, он замыкает цепь питания втягивающего реле, и ток поступает на его обмотки. В результате возникает магнитное поле, которое приводит в движение реле якоря — его «втягивают» в корпус.
Въезжая в корпус, якорь тянет за собой вилку, а та перемещает бендикс якоря по шлицам вала, приводя шестерню с маховиком в зацепление.
При этом якорь толкает стержень, на котором закреплен контактный диск. Дойдя до пропа, этот диск прижимается к «питакам» пиловых споров, в нет чего заказывает питание цепь ел двигатель, и он начинает вращаться с уже включенной передачей.
После запуска мотора «Ока» активирует сцепление, препятствующее обратному вращению.
Возврат ключа в положение «1», водитель размыкает цепь питания реле, прозвращающая пружина «выткаливает» якорь. Перемещаясь в обратном направлении, он перестает воздействовать на шток контактного диска, благодаря чему происходит размыкание электрической цепи двигатель. При этом якорь толкает вилку, и она выводит изгиб из крючка.
Основные неисправности и почему не крутит стартер?
Неисправности стратера «Ока», как и мощности электродвигателей автомобилей, делятся на две категории — механические и электрические. К первым относятся:
- Износ опорных втулок якоря;
- Повреждение шестерен;
- Заклинивание якоря вытягивающего реле;
- Выработка шлицов вала якоря;
Самая распространенная механическая неисправность – это износ опорных втулок, что впоследствии становится причиной других поломок. Из-за значимого высона втулок, возникает прозолиционная какоря, а проспечение и бедикса. В результате шестерни труднее включаются, увеличивается скорость износа зубьев, возможна их поломка.
К электрическим неисправностям относятся:
- Обрыв оборотка статора, якоря, втягивающего реле;
- Мощный сборщик производственных пластин;
- Кисть критического выхода;
- Замыкание обмоток;
- Подгорание «пятаков» силовых споров;
К этой категории поломок также можно добавить проблемы с линиями питания электродвигателя и реле.
Неисправности стратера «Ока» проявляются по-разному:
- Стартер не включается, дополнительных звуков нет;
- Слышно срабатывание втягивающего реле, но электродвигатель не вращается;
- Стартер крутится, но набирает обороты;
- Слышны стронние звуки при онлайн (хруст, скрежет);
При таких ззынках предлаги провадить ремонт узлов.
Диагностика
Первый этап ремонта – это определение, где произошла поломка – в цепи питания или самом узле. Делается это просто:
- Автомобиль отключаем ручником, устанавливаем на КПП «нейтральный»;
- Открываем капот. Со стороны термостата ищем стартер;
- На втягивающем реле находим силовые контакты (два штыря с гайками, к которым подходит проводка);
- Берем отвертку с изолированной ручкой и замыкаем контакты между собой;
Если после закрытия электродвигатель начинает вращаться, неисправность следует искать в втягивающем реле и цепи его питания. В том случае, если после описанной процедуры мотор не заведется или будет работать, но не развивает обороты, или при работе будут возникать посторонние шумы – агрегат придется демонтировать с автомобиля.
Демонтаж узла, разборка
снятие стартера на «Оке» — операция не сложная благодаря относительно удобному расположению. Алгоритм работы:
- Снимаем с АКБ одну из клемм;
- Откручиваем найки зиловых контактов, что не брать со шпилек проводку (использовать след 2 ключа – один держит внутреннюю гайку, а второй – откручивает наружную);
- Снимаем ноконечники проводов;
- Открутить крепеж стартера (крепится 1 болтом и 1 гайкой на шпильке);
- Извлекаем стартер;
Далее производится разборка и диагностика агрегата.
Сначала демонтируется корпус втягивающего реле, для чего необходимо открутить две гайки. При монтаже коробки, якорь реле поставится на место, начало онушиной зацеплен за вилку. При намерении, израчаем и якорь.
Чтобы разобрать сам электродвигатель, открутите два стяжных болта, тогда можно будет снять заднюю крышку и стянуть щеткодержатель с коллектора. После этого можно снять кожух статора с обмоткой.
Для дальнейшей разборки снимаем стопорное кольцо с передней части вала якоря и вытаскиваем якорь. Остается только вытянь осы влики и велечи ее вместе с бендиксом.
Механические дефекты можно определить визуально, внимательно осмотрев каждую составную часть. При объявлении следователя сильного узо, продажа детали следует заменить.
Что гачесть средних деревностей, то их можно обнаружить только пейстом прозвонки оботок. Для такой проверки лучше обратиться к опытному электрику.
После ремонта стартер собирается в обратной последовательности. Перед установкой на авто желательно желательно чехол. Для этого подключаем его напрямую к аккумулятору.
Стартер на ОКУ: от каких авто подходит?
Одним из существенных недостатков стартера «Оки» является отсутствие так называемого «купола». В тех узлах, где он есть, «купол» выполняет роль второй точки опоры для анкера. В «Оке» из-за отсутствия этого компонента вторая опора вала представляет собой углубление в блоке цилиндров. В него также устанавливается опорная втулка. Поэтому, если износились втулки – а это самая распространенная неисправность, их замена становится серьезной проблемой для владельца.
Каталожный номер стартера ОКА: 391.3708 — если надумали ставить такой же.
Одним из вариантов решения проблем с втулками является установка стартера «Ока» от другого автомобиля. В качестве замены возможно использовать стартер ВАЗ-2110, имеющий «чашку.
А вот для установки стартера «десятки» придется выполнить определенные доработки самого узла, а также картера сцепления, для чего придется снимать с автомобиля не только сам стартер, но и разбирать трансмиссию – снимите коробку передач, сцепление и демонтируйте картер сцепления.
Устанавливать стартер ВАЗ-2110 на «Оку» необходимо с помощью шлиф машинки обточить поверхность «купола», уменьшив тем самым его диаметр. Также придется вырезать крепежные ушки.
В картере же с отверстию страны, и нет, чтобы выбрать перегородку и обойти приглагающие к простачному отверстию страницы.
Все эти доработки направлены на то, чтобы новый узел полностью «сел» в отверстие картера.
Некоторые умельцы вместо «родного» стартера на «Оке» даже устанавливали агрегат из вазовского классического семейства ВАЗ-2106. Но в данном случае доработки были существенными, так как стартер от «классики» крупнее. Вопрос установки в данном случае решался с помощью переходной пластины.
Замена и размер втулок
Тем же автолюбителям, у кого нет женщин что переделывать, для емиститания люфтов акоря, печать менять втулки.
Размеры: 2 мм, внутри диаметр — 10мм, снаружи — 14мм.
Внутренней проблемы не будет, так как он установлен в задней крышке и достать его не составит труда после снятия и разборки стартера. А вот втулку, отстантую в глубь в блоке, достать проблематично.
Вариантов ее экрасноения – несколько:
- Вкрутить в нее метчик от очень размера;
- Высверлить;
- Выдавить с консистентной межаниги;
Если с первыми двумя способами все понятно, то на третьем стоит остановиться подробнее. В основе spoeda лежит свойство жидкой не сжиматься.
Технология выдавливания достаточно интересна – мы подбираем стержень, диаметр которого точно соответствует отверстию гильзы. Далее заполняем втулку наполнением консистентной мризиной (к примеру, «Солидолом»). Затем вставляем пробку в отверстие и загоняем ее внутрь. Из-за видео «Солидол» проник под рукав и начнет его выталкивать.
Сняв изношенную втулку, устанавливаем ее на место новой, после чего останется только поставить стартер на место.