Зажигание Ока

При проектировании малолитражки ВАЗ «Ока» 1111 и 11113 многие узлы и механизмы были «позаимствованы» у других моделей ВАЗ, что позволило удешевить производство автомобиля и ускорить запуск производства. Но конструкторам пришлось существенно переработать некоторые узлы, чтобы приспособить их к функциям двигателя «Оки». Одним из таких компонентов является система зажигания.

При создании системы зажигания конструкторы использовали современные разработки тех лет. ВАЗ «Ока» получила бесконтактную систему зажигания. В то же время функции силовой установки позволили несколько упростить систему и уменьшить количество компонентов, что положительно сказалось на надежности этого компонента силовой установки.

Конструкция

Система зажигания ВАЗ «Ока» состоит всего из семи основных элементов:

Система зажигания ОКА

  1. Вспомогательное реле;
  2. Замок зажигания;
  3. Автоматические выключатели;
  4. Выключатель;
  5. Датчик момента образования искры;
  6. Катушка;
  7. Свечи;

Все элементы соединены между собой проводами.

Водитель управляет замком зажигания для работы системы с питанием от источника — аккумуляторной батареи, при этом напряжение проходит через вспомогательное реле и предохранители. Замок имеет три положения — «0», при котором все потребители электроэнергии отключены, «1» — подается напряжение на систему зажигания и ряд других устройств, и «2» — подается ток на стартер. Эта последовательность переключения обеспечивает активацию системы зажигания в момент запуска двигателя.

Датчик момента искрообразования

Датчик момента искры является одним из основных компонентов системы зажигания, так как он выдает импульсы, которые затем преобразуются в искровой разряд между контактами фонаря. Этот датчик приводится в действие распределительным валом, что позволяет точно установить момент подачи искры в цилиндры.

Датчик искры в ОКА

Основными рабочими элементами узла являются датчик Холла и специальный щелевой экран, установленный на ведущем валу, который взаимодействует с распределительным валом. Взаимодействие между этими элементами приводит к возникновению управляющих импульсов.

Датчик не только выдает импульсы, но и «подстраивается» под условия работы двигателя, регулируя угол опережения в зависимости от условий работы двигателя (оборотов, нагрузки).

Коррекция осуществляется двумя регуляторами — вакуумным и центробежным, входящим в конструкцию датчика момента искрообразования.

Ссылка по теме: Сцепление OKA

регуляторы

До 1989 года на Оке использовался датчик типа 55.3706, а после его заменили на модель 5520.3706.

Коммутатор

Коммутатор выполняет роль размыкателя цепи питания первичной обмотки катушки, и для этого использует управляющие импульсы, поступающие от искрового датчика. Размыкание цепи в ключе осуществляется выходным транзистором. Переключатель полностью электронный, без движущихся частей, поэтому система зажигания бесконтактная.

Изменить ОК

На ВАЗ-1111 и 11113 устанавливались переключатели нескольких типов — 36.3734, 3620.3734, а также ХИМ-52. Выключатель установлен в моторном отсеке возле моторного щита. Он крепится двумя болтами, так что поменять переключатель довольно легко.

Катушка

«Ока» получила двухвыводную катушку зажигания, что позволило убрать из конструкции трамблер.

Катушка в порядке

Примечательно, что подача высокого напряжения в этой катушке осуществляется одновременно на оба фонаря. При этом из-за сдвинутых тактов в цилиндрах двигателя работает только один искровой разряд, искра на второй свече так называемая «холостая».

Стандартная катушка на Оке 29.3705, но у нее есть аналог, пригодный для использования на малолитражке — 3012.3705.

Провода, свечи

Все кабели состоят из кабелей низкого и высокого напряжения. Первый используется для подключения всех компонентов до катушки. Это обычные провода небольшого сечения, которых достаточно, так как перед катушкой напряжение в цепи низкое.

Провода высокого напряжения используются для соединения проводов катушки со свечами зажигания. Для удобства подключения на концах этих проводов установлены наконечники.

ОК проводаСвечи в ОКА

Рекомендованы к использованию на Оке свечи типа А17ДВР — с удлиненной резьбой и помехоподавляющим резистором, а также их аналоги.

Как все работает

Принцип работы системы зажигания следующий: после поворота ключа в положение «1» или Энергия от аккумуляторной батареи через замок, предохранители и вспомогательное реле поступает на компоненты системы зажигания. При этом импульсы высокого напряжения не генерируются, так как датчик момента искры еще не работает.

После срабатывания стартера ГРМ начинает вращать распредвал, а следовательно вал датчика — датчик Холла начинает взаимодействовать с экраном, за счет чего создаются управляющие импульсы.

При попадании на переключатель эти импульсы вызывают разрыв цепи питания обмотки катушки. В момент разрыва цепи тока в катушке индуцируется импульс высокого напряжения, который по высоковольтным проводам поступает на свечу, что приводит к образованию искры между электродами.

Ссылка по теме: Подвеска OKA

Неисправности

Упрощенная конструкция системы зажигания и отсутствие подвижных элементов обеспечивают высокую надежность и неприхотливость в обслуживании.

Неисправностей в системе зажигания «Оки» не так уж и много:

  • Неисправность переключателя;
  • Неисправность датчика Холла;
  • Неисправность катушки;
  • Обрыв или пробой проводов, окисление контактов;
  • Выход из строя свечей;
  • Нарушение угла опережения зажигания;

Поскольку система зажигания принимает непосредственное участие в работе двигателя, любые неполадки в ней сразу же сказываются на работе двигателя – возникают перебои, установка не развивает мощность, выскакивает или агрегат просто не запускается.

Диагностика неисправности осуществляется визуальным осмотром проводки и ее соединений, а также последовательной заменой всех комплектующих на заведомо исправные. Более точно установить неисправный элемент позволяет контроль с помощью измерительных приборов.

Поиск проблемного элемента осуществляется по свечам. То есть сначала проверяется наличие искры на них, затем осматриваются высоковольтные провода, а затем диагностируется работа катушки, коммутатора, датчика Холла.

Компоненты системы зажигания ремонту не подлежат, поэтому в случае поломки их заменяют.

Установка угла опережения

Установка угла опережения зажигания является единственной операцией, выполняемой в системе зажигания.

Для правильной установки угла используется стробоскоп. Технология выполнения работы не сложная. Алгоритм действий следующий:

  • Подключаем стробоскоп к источнику питания и кончик свечи к первому цилиндру (согласно инструкции к прибору);
  • Снимите заглушку со смотрового окна на картере сцепления;
  • Заводим двигатель (он должен работать на холостом ходу);
  • Направляем световой пучок от вспышки в смотровое окно;
  • Определяем расположение меток (при правильно выставленном угле метка на маховике в момент вспышки луча стробоскопа должна располагаться между центральной и задней метками на картере);
  • Если метки расположены неправильно, производим настройку. Для этого ослабляем болты датчика момента искрообразования и вращаем его вокруг оси, добиваемся совпадения меток;

Ссылка по теме: Ремонт двигателя Оки

После регулировки подтягиваем крепления датчика, глушим двигатель, отсоединяем стробоскоп и ставим штекер на место.

Система зажигания ОКА

Похожие статьи:

  1. Устройство и ремонт стартера «Ока»
  2. Карбюратор «Ока»
  3. Хорошо, отказ двигателя
  4. Система смазки ОК

Установка и ремонт стартера на автомобиль Ока КПП «Ока» Наверх кнопка

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector