Зеркала заднего вида обеспечивают водителю обзор дороги позади и по бокам автомобиля и являются неотъемлемой частью безопасного вождения. По своему назначению эти зеркала бывают двух типов:
- внутренние зеркала заднего вида (зеркала в салоне);
- наружные боковые зеркала (наружные зеркала).
Внутренние и наружные зеркала
Основные требования к автомобильным зеркалам
Любое зеркало, установленное на автомобиле, должно отвечать ряду обязательных требований:
- Участок ровной горизонтальной дороги за автомобилем до линии горизонта должен быть полностью виден через него;
- четко отражают объекты, когда автомобиль трясет или раскачивает во время движения;
- зеркало заднего вида не должно искажать форму и цвет отражаемых объектов;
- конструкция зеркала должна обеспечивать его травмобезопасность, в том числе отсутствие острых краев, опасных осколков при разбивании и т.д;
- Крепление салонного зеркала должно гарантировать, что оно не сложится и не сломается, если водитель или пассажир ударится о него головой во время аварии;
- Наружные зеркала не должны превышать габаритные размеры автомобиля по ширине более чем на 20 см;
- Корпус наружного зеркала должен быть складным в случае столкновения с объектом, включая пешехода.
Устройство зеркала заднего вида
Дизайн зеркала заднего вида:
1 — стекло наружного зеркала; 2 — разъем; 3 — крышка; 4 — держатель зеркала.
Конструктивно как внутренние, так и наружные зеркала заднего вида (боковые) состоят из следующих основных частей:
- Оптический (отражающий) компонент;
- Корпус с монтажным кронштейном;
- Механизм для регулировки угла наклона оптического элемента;
- Система подогрева оптического элемента (в некоторых моделях).
Оптический элемент — это основная часть зеркала, которая отражает свет и создает отраженное изображение. Это плоскопараллельное стекло с отражающим (зеркальным) слоем, покрытым на одной из поверхностей защитным лаком.
Оптические элементы могут быть изготовлены следующим образом
- с отражающим слоем на внутренней поверхности стекла;
- со светоотражающим внешним слоем.
Основными недостатками зеркал с внутренним отражающим слоем являются снижение резкости изображения из-за отражения части падающего света от внешней поверхности оптического элемента и высокая чувствительность к загрязнению, что снижает видимость.
Зеркало с отражающим внешним слоем на оптическом элементе устраняет искажение отражения и раздвоение отраженных объектов, но отражающий слой без эффективной защиты подвержен различным механическим повреждениям и коррозии.
Зеркала классифицируются по типу оптического элемента:
- плоский;
- панорамный (сферический);
- многосегментный (сферический).
Плоская оптика может обеспечить только минимальный угол обзора, но не искажает отраженные объекты и расстояние до них.
Панорамное зеркало заднего вида может увеличить поле обзора и уменьшить размер «мертвой зоны» автомобиля, но немного искажает форму отражаемых объектов и визуально увеличивает расстояние до них.
Панорамное зеркало заднего вида
Многосекционное зеркало состоит из главного зеркала и вспомогательной (одной или нескольких) отражающей поверхности разного типа. Это практически исключает слепые зоны.
Способы применяемые для защиты водителя от ослепления
Применение клиновидного оптического элемента для внутренних зеркал
В таких зеркалах внешняя и внутренняя поверхности стекла, на которые нанесен отражающий слой, не параллельны, а расположены под определенным углом друг к другу. В корпусе установлен специальный механизм, благодаря которому оптический элемент может быть перемещен в одно из двух фиксированных положений.
В дневном положении более яркое отражение исходит от зеркального слоя. В ночном положении объекты отражаются менее ярко от внешней поверхности стекла в оптическом элементе. Переключение в одно из двух положений может осуществляться вручную или автоматически с помощью электродвигателя, приводимого в действие по команде датчиков освещенности.
Антиблик
Использование элементов с переменной прозрачностью
Оптический элемент в этих зеркалах изготовлен из жидкокристаллического материала, помещенного между двумя листами стекла.
Как правило, этот слой отражает яркий падающий свет. При попадании ослепительного света специальные датчики посылают сигнал в электронную систему управления, которая подает электрический ток на жидкие кристаллы, которые затем меняют свою прозрачность. В результате яркость отражения уменьшается.
Спектральное экранирование оптического элемента
Зеркало заднего вида тонировано специальными материалами, которые ослабляют спектральные компоненты в отраженном свете, ослепляющие водителя. Однако эффективность такой защиты во многом зависит от индивидуальных особенностей зрения водителя.
Видео:
Обогрев задних зеркал
Многие модели наружных боковых зеркал оснащены оптикой с электроподогревом для демистирования и удаления влаги и льда с зеркал. Обогрев достигается за счет возможности электрического нагрева зеркал с помощью бортовой сети автомобиля.
Зеркальные нагреватели
Существует три основных типа нагревательных элементов для обогрева наружных зеркал:
- Элемент из проволоки сопротивления с термостойкой изоляцией, который крепится к нижней стороне отражающего стекла.
- Резистивный трафаретный элемент изготовлен из проводящей пасты, нанесенной на пластиковую пленку методом трафаретной печати.
- Фиксированный резистивный отражающий элемент выполнен в виде пленки на обратной стороне оптического элемента, выступающей в качестве отражающего слоя.
Наружные зеркала с электрообогревом можно подключить двумя основными способами:
- параллельное подключение к электрической цепи обогрева заднего стекла, если потребляемая мощность нагревательных элементов зеркал невелика (до 10-12 Вт);
- подключение к отдельной электрической цепи с предохранителем 5-7,5 А, выключателем и реле.
Регулировка автомобильных зеркал
Большинство дверных зеркал и некоторые наружные зеркала с фиксированным корпусом зеркала можно отрегулировать, повернув зеркало на кронштейне крепления зеркала.
Регулировка зеркала
В более сложных конструкциях оптический элемент может менять свой угол относительно корпуса, который крепится к автомобилю, с помощью дистанционного привода. Привод может осуществляться с помощью троса, рычага или электрически.
В случае тросовых и рычажных приводов рукоятка привода расположена внутри салона рядом с корпусом зеркала. Органы управления электрозеркалами обычно расположены на дверях, приборной панели или центральной консоли. Сам приводной механизм находится в корпусе зеркала.
Видео:
От правильного выбора и регулировки зеркал заднего вида во многом зависит комфорт вождения и безопасность на дороге.