Иногда в официальном руководстве по эксплуатации автомобиля можно прочитать, что жидкость гидроусилителя руля рассчитана на весь срок службы автомобиля и не требует замены.
Только в случае аварии или при ремонте компонентов рулевого управления. В нем вообще не говорится о техническом обслуживании гидравлического компонента рулевого управления. И многие водители ездят, как говорится, до победы.
Пока насос рулевого механизма не начнет гудеть или рулевая рейка не засорится. Как правило, до появления первых серьезных неисправностей проходит не так много времени. Очень часто проблемы с гидроусилителем руля проявляются еще до того, как общий пробег достигнет шестизначной цифры.
В этой статье мы рассмотрим детали системы рулевого управления, оснащенной CPS, а также дадим краткий обзор жидкостей гидроусилителя руля и особенностей их замены.
Предназначение ГУР
Среди автовладельцев часто говорят, что если гидроусилитель руля выходит из строя, это может привести к аварии. Некоторые даже утверждают, что рулевое колесо заклинивает и автомобиль теряет управление. Так может сказать только человек, имеющий смутное представление о конструкции рулевого колеса.
Да, если гидравлическая система рулевого управления выйдет из строя, это повлияет на эксплуатационные характеристики автомобиля. В частности, становится гораздо труднее поворачивать рулевое колесо, когда автомобиль стоит на месте или движется на низкой скорости. А хрупкой девушке может быть трудно справиться с этой задачей.
Однако в целом, даже в случае полного отказа гидравлического усилителя руля, действительно опасных и необратимых последствий не будет. А на скорости бездействие усилителя руля будет практически незаметным.
Назначение гидравлического усилителя руля можно понять из его названия. Этот компонент не является вспомогательным или обязательным для функционирования рулевого колеса. Это только увеличивает усилие, прилагаемое водителем к рулевому колесу.
В подавляющем большинстве не только легковых автомобилей, но и транспортных средств в целом, усилитель руля играет вспомогательную роль.
Исключением являются грузовые автомобили, где часто отсутствует прямая механическая связь между рулем и рулевым колесом. Такое решение можно найти, например, в конструкции самых больших в мире карьерных грузовиков БелАЗ.
Для чего применяется смазка в ГУР
- передача усилий от насоса к распределителю и от распределителя к одному из рабочих отсеков стеллажа
- смазка фрикционных элементов;
- защита от коррозии;
- поддержание теплового баланса.
Для нормальной работы системы гидроусилителя руля необходимо использовать масло, которое не только выполняет все вышеперечисленные функции, но и не вызывает повреждения внутренних деталей блока управления.
Хорошо известно, что большинство технических жидкостей в автомобиле имеют ограниченный срок службы и требуют замены по истечении определенного времени или пробега. Это также относится к жидкости для гидроусилителя руля.
Почему необходимо заменить жидкость гидроусилителя руля, подробности в видео.
Интервал между заменами обычно указывается в руководстве пользователя. Интервалы пронумерованы в километрах и интервалах. Эти интервалы составляют примерно 30-45 000 км, или 2-3 года.
Здесь возникает логичный вопрос: какое масло следует использовать для гидроусилителя руля? И можно ли использовать другие жидкости? Все зависит от модели автомобиля и ранее использовавшегося масла.
Некоторые системы гидроусилителя руля предназначены для определенных типов жидкостей, другие можно смешивать с аналогичными составами, а в третьи можно без проблем заливать практически любое масло после предварительной промывки системы.
Как выбрать масло для ГУР
Как это ни банально, но рекомендуется заливать в гидроусилитель руля только то масло, которое рекомендовано производителем. Универсальных приемов не существует.
Гидравлические масла имеют несколько основных характеристик, которые определяют область их применения. Одним из самых важных является тип основания. Именно основа гидравлической жидкости силового агрегата является основным фактором, который необходимо учитывать при выборе.
Выбор жидкостей, используемых при замене масла в гидравлической тормозной системе
В настоящее время в этой области смазочных материалов распространены два типа основы: минеральная и синтетическая. Полусинтетика также встречается, но гораздо реже.
Жидкость для гидроусилителя руля на основе минерального масла имеет как преимущества, так и недостатки. Традиционные концепции, присущие смазочным материалам для двигателей, в данном случае не работают. Особенность использования минерального моторного масла заключается в его щадящем воздействии на резиновые уплотнения.
Однако сейчас стоит отметить, что многие современные автомобили производятся с использованием синтетического масла для гидравлической системы рулевого управления. Их сальники и прокладки не вступают в химическую реакцию с активными компонентами синтетической жидкости.
Минеральные жидкости для рулевого управления обладают немного лучшими смазывающими свойствами. Однако их температурный диапазон меньше. Если автомобиль эксплуатируется в умеренных широтах, где нет сильных морозов и экстремальной жары, то вполне можно использовать минеральное масло. Даже если конструкция рулевой рейки и насоса позволяет использовать синтетическое масло.
Синтетическая жидкость обладает более стабильными свойствами в широком диапазоне температур и имеет более длительный срок службы, чем минеральное масло.
Цветовые отличия жидкости и ее характеристики
Обратите внимание, что если синтетическая жидкость не предназначена для использования в конкретной системе рулевого управления, ее не следует применять. Среди водителей принято классифицировать жидкости по цвету.
Подавляющее большинство гидравлических масел имеют три оттенка:
- Красный.
- Желтый.
- Зеленый.
Красный цвет характерен для жидкостей, выпускаемых под маркой Dexron. Это высококачественные минеральные масла, которые обычно используются в японских автомобилях. Под этой же маркой выпускается жидкость ATF, используемая в автоматических трансмиссиях.
Жидкость ATF красного цвета
Желтый оттенок характерен для европейских автомобилей. В частности, этот цвет используется для окрашивания масел марки Mercedes. Существует множество компаний, производящих желтые составы. Они часто маркируются PSF по производителю и заводской маркировке. Основой этих жидкостей являются минеральные вещества. Небольшие различия между производителями заключаются в добавках.
Масло с желтым оттенком
Зеленые масла могут быть минеральными или синтетическими. Например, популярное масло ГУР типа Pentosin является минеральным. Но существуют экологичные жидкости, которые производятся автомобильными брендами. Они являются узкоспециализированными и предназначены для использования в автомобилях определенных марок. Например, Peugeot, Citroen, GM и некоторые другие компании производят свои собственные жидкости.
зеленая жидкость для гидроусилителя руля
Вопрос о том, какую жидкость заливать в систему гидроусилителя руля, может иметь множество ответов. Лучшее решение — заливать масло, рекомендованное производителем. Но аналоги также могут быть подобраны достаточно эффективно.
Взаимозаменяемость и смешиваемость
В настоящее время существует множество мнений о взаимозаменяемости и смешиваемости жидкостей для гидроусилителя руля. Советы экспертов также различаются по некоторым аспектам проблемы. Какую жидкость заливают в тот или иной автомобиль, что можно использовать в качестве аналога и как избежать негативных последствий?
Общие рекомендации следующие:
- использовать масло с тем типом основы, которое использовалось ранее (минеральное или синтетическое);
- не рекомендуется использовать разные цвета при смешивании, это строго запрещено;
- В систему гидроусилителя руля не нужно заливать жидкости, специально предназначенные для других марок автомобилей, даже если они имеют одинаковый тип основы.
Если планируется полная замена жидкости, жидкость можно заменить на основе. Например, зеленое масло с основой из минерального масла может быть полностью заменено желтым маслом с той же основой.
Если вам нужно только доливать воду в бак, стоит постараться подобрать цвет и марку. Для краткосрочных решений можно смешивать жидкости разных цветов. При условии, однако, что их состав является аналогичным.
Общие рекомендации по замене
Существует два различных метода замены масла в системе гидроусилителя руля
- полная замена;
- частичное обновление.
Полная замена практикуется при ремонте шестерни гидроусилителя руля или насоса гидроусилителя руля. В этом случае не только заливается новая жидкость, но и производится промывка системы для удаления рыхлой грязи и остаточного износа движущихся частей. Также стоит обновить трубные хомуты, крепящие гидравлические линии.
Один из многочисленных способов замены масла в системе гидроусилителя руля — видео
При частичной замене из расширительного бачка откачивается только масло, а новое масло доливается до необходимого уровня. При выполнении этой процедуры важно знать, какая жидкость гидроусилителя руля была залита ранее. Или хотя бы знать его тип.
После полной замены необходимо вручную прокачать масло через систему. Для этого необходимо несколько раз повернуть рулевое колесо в крайние положения при остановленном двигателе. Только после этого можно запускать двигатель. Даже кратковременная работа компонентов рулевого управления без масла может привести к их повреждению.
Замена жидкости гидроусилителя руля — видео
В заключение можно сказать следующее:
- Жидкость для гидроусилителя руля должна быть подобрана тщательно, иначе могут возникнуть проблемы с рулевой рейкой и насосом;
- Некоторые жидкости для гидроусилителя руля можно смешивать, но при этом необходимо соблюдать определенные правила;
- Если система негерметична, можно временно, до ремонта, использовать любое минеральное масло. Никогда не запускайте автомобиль с сухим усилителем рулевого управления.
Подсказка. Не забывайте периодически проверять уровень жидкости CPS в расширительном бачке и своевременно производить ее замену.